Черкасская пиранья Bora 550

Среди изобилия водоплавающей техники на бот-шоу «Столица 2008» этот катер был едва ли не самым малым (из каютных - наверняка). Но, безусловно, выделялся «из толпы»: нарядный бело-синий «кадди» с вызывающей погибью палубы и «зализанным» ветровым стеклом резво взлетал над волнами и уносил очередных любопытствующих на фарватер... Ни дать, ни взять - дерзкий молодой рысак горячих кровей!
«Приезжай к нам под Черкассы - и верфь посмотришь, и лодку обкатаешь основательно», — пригласили его создатели. Уже еду...

Берег реки Ольшанки (с.Лозивок) - территория предприятия «Бора-яхт». Наш катер мирно «отдыхает- на одноосном прицепе. Общий вес с двигателем — 1300 кг, т.е., для переброски (на озеро, в отдалённую
реку, на море — нужное подчеркнуть) совсем не обязателен тяжёлый джип. А прицепами верфь комплектует, при необходимости.
Самое время глянуть под днище: классическая комбинация «глубокого V» с продольными реданами, из которых наружный, что на скуле — расширенный (на ходу он работает на динамическую остойчивость).
В транец врезаны две трубы внушительного диаметра — слив из кокпита. «Проект катера утверждался Регистром судоходства Украины, они же контролируют производство. — говорит директор «Бора- яхт- Олег Череванёв.

 

Отсюда и обязательный самоотливной кок¬пит. и гарантированная непотопляе¬мость — в корпус заформованы бло¬ки плавучести».
(Позвольте лирическое отступление. На первый взгляд «наш Регистр нас бережёт-: сертифицированные по его Правилам суда гарантирова¬но не утонут от обильных дождей, как бывает с импортом. Но днище самоотливного кокпита всегда выше ватер¬линии. что в малых катерах неизбежно означает невысокий комингс, а это небезопасно, если на борту дети. Несамоотливные кокпиты почти всегда глубже. Далее: импортные катера строятся по «своим» Правилам, кото¬рые не считают самоотливной кокпит обязательным, а украинский Регистр сертифицирует их по «Протоколу взаимопризнания». Получается, что отечественный производитель поставлен в заведомо худшие условия: самоотливной кокпит — это ведь ещё и дороже...)
Но вернёмся к катеру. Глядя на широкие раструбы в транце, подумал: а при резкой остановке вода не хлюп¬нет в кокпит? Олег уловил мой взгляд: Здесь будут обратные клапаны, чтобы вода не заливала. Конкретно эта лодка ещё не доведена — на выставку торопились».
Спуск на воду много времени не занял — швартуемся к понтону и про¬должаем изучать корму. В центре, конечно же. рецесс — просторный (в него откинутый мотор «головой» вхо¬дит). наверняка удобный при мелких регламентных работах с двигателем. По правому борту — шкиперский рун¬дук («мокрый», со сливом), в палубу левого борта «притоплен* забортный трапик. Здесь же — заливная горло¬вина штатного бензобака (пролитый бензин стечёт в рецесс или за борт, но не в кокпит), для доступа под палу¬бу — пара герметичных ревизионных лючков.
«Парадный» вход с кормы в кокпит не предусмотрен, приходится шагать на диван. Зато последний — во всю ширину, это полноценное мягкое сидение на троих. А если перед ним ещё и столик установить (в опциях их два вида предусмотрено) — отличная «кают-компания» получается.

Каждое «сидение» дивана — крышка рундука. В центральном — бортовой

аккумулятор, а бортовые можно загружать «отдыхательной» поклажей. Аналогично в трюме, куда ведёт боль¬шой люк в центре кокпита — вокруг штатного бензобака полно места для шкиперских принадлежностей.
В передней части кокпита — пара солидных поворотных кресел на толстых стойках. Оба разворачиваются -лицом» в корму (соответственно, к столу), позволяя организовать «кают- компанию».

Ещё о креслах: они большие, очень удобные, в них так и хочется «разва¬литься». Одно плохо — без больстера, полусидя не порулишь. Зато конструк¬ция уникальная: внутри кресла, под сидением, тоже оказались рундуки!
Пост управления прост и лако¬ничен: полукруглая панель для ходо¬вых приборов, ниже — штатная «плоскость» для фишфайндера и кла¬виши электроразводки, под пра¬вой рукой — рукоятка газа-реверса.

Ходовые приборы стоят хорошо — глаз их «цепляет», не отвлекаясь от курса, а вот с фишфайндером хуже — его дисплей будет частично перекрыт рулевым колесом. Чем меньше лодка, тем больше на ней компромиссных решений — аксиома.
Вот чего на Торпедо пока не хватает — полочек для мелочёвки типа ключей-мобилок. Впрочем, об этом мне сам Олег и сказал, а значит — дело времени.

В комингсах кокпита есть длин¬ные полки-карманы достойного объ¬ёма. Они весьма удобны для сидящих в корме, а вот передним приходит¬ся просовывать руку далеко за крес¬ло — неудачно.
В ветровом стекле — централь¬ный проход на бак, поднимаюсь туда по двум узким ступеням. Сразу скажу: детям и непривычным на носовую палубу лучше не ходить — уж больно она покатая. Безопасность повысил бы релинг, но он принесён в жертву эстетике — лишь невысокий поручень. Правда, ситуацию сильно улучшит запланированный здесь большой люк (не успели врезать). Но. к примеру, выбирать якорь с носовой палубы я не на всякой волне решился бы...
Поручень «правильной» высоты — нога в нём не застряёт. проверяли. И якорный ящик хорош — вполне доста¬точной ёмкости и с большой крышкой под замком.
Дверь в каюту — «раскладуш¬ка» из двух половинок на петлях.
откидывается влево и там прищёлки¬вается. А люк при входе поднимается и поддерживается пневмоопорой. В итоге имеем большой и удобный, как для малой лодки, «парадный вход».
Каюта традиционной компоновки: /1-образный диван с закладной центральной частью — для двух-трёх взрослых или семейства с двумя деть¬ми места вполне хватит. Вдоль бор¬тов — полочки для мелочёвки и одеж¬ды. в подволоке светильник. Под лежаками дивана — рундуки. Все поверхности зашиты ворсолитом.
Напоследок шагнул на борт — остойчивость (читай, безопасность и комфорт на стоянке) оказалась лучше, чем я ожидал от столь небольшой лодки с «глубоким V».
Мотор прогрет—отдаём швартовы. На борту 2 человека и пол-бака бензина. на реке средний ветер и незна¬чительная волна. «Пиранья» (кстати, это означает кадди-компоновку, а на базе этого же корпуса верфь гото¬вит боурайдер Вога-550 «Марлин»)
споро стартует и летит по Ольшанке до выхода в Днепр. «Петух» в кильва¬тере незначительный, из-под днища по сторонам разлетается не слишком много брызг — признаки рациональ¬ных обводов. На кормовом диване сидеть очень приятно: свежий вете¬рок не «сносит скальп» тугим напором, его ровно столько, чтобы освежать и уносить далеко за корму выхлоп. На сидении пассажира комфортно, если сесть «глубоко». Но если выпрямиться, то попадаешь лбом в ветровую струю. Летом — освежает, а вот осенью будет неуютно.
От «пассажирских» наблюдений переходим к «капитанским» — принимаю управление. Проверяем динамику разгона — стартуем с положения «полный стоп». Выход на глиссирование — 4 секунды, разгон до 50 км/ч — за 11 секунд, ещё через 5 секунд GPS показал 60 км/ч. Триммование на максимальных оборотах — 69 км/ч (напо¬минаю: на транце — 4-тактник 115 л.с.). Раскладку скоростей при разных

оборотах смотрите в отдельной таблице. Жаль. Mercury не укомплектован электронным расходомером — высчитать крейсерскую скорость и пробег на литре топлива не представляется возможным.
Лодка удивительно слабо задирает нос при выходе на глиссирование. На небольшой волне идёт мягко, гребни повыше принимает без больших ударов — ход достаточно комфортный. На полном дросселе не любит сильно «отжатого» мотора — начинает слегка дельфинировать. Чуть «поджали» тримм — пошли ровно. При малых скоростях на руле ощущается тенден¬ция увода с курса (неизбежный реак¬тивный эффект одинарного винта), при выходе на 4500 оборотов она пропада¬ет (кстати, если хотите забыть об этой проблеме — оговаривайте при заказе гидравлическую систему управления. Не экономьте на этом пункте — на кону не только удобство, но и безопасность).

Лодка маневренная, как и полагается небольшому «заряженному»
глиссеру. Воду «держит» хорошо, на поворотах проскальзывания кормой я не заметил. По ощущениям — спокойно. без больших кренов (работают приличная ширина и развитые реданы). Даже при резком вывороте
руля на полном ходу экстрим умеренный — лодка не стремится выбросить седоков за борт. С точки зрения лихачей — это минус, а вот для начинающих водителей и семейных экипажей это громадный плюс.

Мы снова швартуемся на базе «Бора яхт». Катер так же быстро выкатили на берег, а я осматриваю верфь, где формуется новая «Пиранья». Производство небольшое, но вполне самодостаточ¬ное: здесь и формуют корпуса, и варят- шлифуют нержавейку, и делают кресла (вот откуда необычная конструкция!), и обшивают диваны (именно так — есть и своя мастерская по коже!). Для клиентов это означает гарантированные воз¬можности для модернизации, ремонта и обслуживания заказанной лодки.

Корпуса формуют ручной прикат- кой полотнищ, применяется и напыление. Олег: - Обычно берём стекломат, это дешевле. Но под заказ формовали и из ткани, получается легче и прочнее. Конечно, и дороже. Словом, что кому нужно».
Начальник производства Игорь Олегович Череванёв показал болван (макет), с которого и была снята матрица (никаких копий, полностью своя разработка). «Только сначала мы сняли с него не матрицу, а слепок для ходовых испытаний. Обкатывали сезон.
корректировали обводы днища. А уж потом — матрица и серийные корпуса». Очень основательный подход. Уверен, что к следующему катеру мне уже на порядок сложнее придираться будет...
Подытожим
Могупоздравить черкасских умельцев: их «Пиранья» — весьма удачный катер-уикэндер в своём размере. Мобильный — его легко перебросить на любую акваторию. Достаточно комфортный: в распоряжении семейства или дружеской компании — просторный кокпит днём и каютка ночью. Динамичный — скорость и маневренность похвальны. Относительно недорогой в покупке и обслуживании. Из найденных недостатков — ни одного неисправимого. Добрый путь тебе, Вога-550 «Пиранья»!
Богдан ПАРФЕНЮК.
•Фарватер» информирует: изготовитель катеров Вога-550 - черкасское предприятие «Бора-яхт»
(www.bora.ck.ua).

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ   РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ BORA 550 с 4-тактным двигателем MERCURY 115 л.с.
Длина максимальная, м 5,5   Вращение вала двигателя, об/мин Скорость катера, км/ч
Длина по ватерлинии, м 4,5   1000 4,7
Ширина максимальная, м 2,4   1500 8
Осадка корпусом, м 0,35   2000 9,9
Водоизмещение (полная загрузка),  кг 1300   2500 13
Вес катера с двигателем, кг 852   3000 25,5
Емкость топливного танка, л 96   3500 36
Мощность двигателей, л.с. 60-125   4000 43
Пассажировместимость. чел 5   4500 50
      5000 57
      5500 63
      6000 68,7